Трехколесный автомобиль «Dymaxion»

Первый трехколесный многоцелевой автомобиль «Dymaxion», спроектированный изобретателем, инженером и философом Бакминстером Фуллером, был создан в Бриджпорте, в штате Коннектикут, 12 июля 1933 года.

Мечта, ставшая реальностью

Родившийся в 1895 году в Массачусетсе, Фуллер решил посвятить свою жизнь, по его собственным словам, вопросу, сможет ли один человек внести вклад в изменение мира и принести пользу всему человечеству. Составив мир «Dymaxion» как сочетание слов «динамический», «максимум» и «ион», он взял слово в качестве своего личного бренда. Среди его новаторских творений были геодезический купол и дом «Dymaxion», который был сделан из легкого алюминия и мог быть переправлен по воздуху и собран на месте.

В 1927 году Фуллер впервые набросал рисунок автомобиля «Dymaxion» под названием «4D transport». Частично самолет, частично автомобиль, у него были крылья, которые раздувались. Пять лет спустя Фуллер попросил своего друга, скульптора Исаму Ногучи, сделать больше эскизов автомобиля. Результатом стала вытянутая конструкция каплевидной формы с задним третьим колесом, которое поднялось с земли, и хвостовым плавником. Фуллер начал производство автомобиля «Dymaxion» на бывшей фабрике в Локомобиле в Бриджпорте в марте 1933 года. Первая модель вышла с завода Бриджпорт 12 июля 1933 года на 38-летие Фуллера. Она имела стальное шасси (или раму) и корпус из ясеня, покрытый алюминиевой оболочкой и увенчанный крышей. Автомобиль был разработан, чтобы иметь возможность достигать скорости сто двадцать миль в час.

Влияние на последующие поколения автомобилей

Автомобиль «Dymaxion», проданный «Gulf Oil», был представлен на выставке «Century of Progress» в Чикаго. Профессиональный водитель Фрэнсис Тернер погиб после того, как автомобиль «Dymaxion» перевернулся во время демонстрации. Расследование избавило «Dymaxion» от ответственности, но инвесторов стало меньше, несмотря на энтузиазм прессы и знаменитостей, таких как романист Х.Г. Уэллс и художник Диего Ривера. Наряду с созданным нацистами «KdF-wagen» (предшественником «Volkswagen Beetle»), «Dymaxion» был одним из нескольких футуристических автомобилей с задней подвеской, разработанных в 1930-х годах. Несмотря на то, что он никогда не был массовым, «Dymaxion» помог повлиять на новые обтекаемые легковые автомобили, такие как «Lincoln Zephyr» 1936 года. В 2008 году единственный сохранившийся «Dymaxion» был показан на выставке, посвященной работе Фуллера в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк таймс» о выставке, напомнили собственные впечатления Фуллера от автомобиля: «Я знал, что все называют это машиной. На самом деле это была «фаза управляемого с земли, бескрылого, сдвоенного струйного летательного аппарата.